В областном государственном бюджетном учреждении социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Заларинского района» прошел практический семинар «Безопасность детей – забота общая». Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя разнообразные формы и методы работы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, часто не имеют представления об опасностях, подстерегающих человека, не могут принимать самостоятельное и правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают, к кому обратиться за помощью. Поэтому сформировать потребность в здоровом образе жизни, позволяющем сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности, подготовить детей к встрече с различными опасными жизненными ситуациями, помочь ребенку осознать свою самостоятельность в поведении, развивать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных ситуациях, проявлять сочувствие, взаимопомощь – основные задачи мероприятия.
Теоретическая часть семинара предусматривала экспресс-выступления педагогов по темам: «Оказание воспитывающего и обучающего воздействия на детей в свободной деятельности», «Организация проблемных и игровых ситуаций, обеспечивающих развивающее взаимодействие детей между собой», «Создание развивающей предметно-игровой среды, побуждающей использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми».
В практической части педагоги выделили такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Безопасность жизнедеятельности на группах рассмотрена в форме презентации (практикой). Основные направления работы педагогами раскрыты в групповом общении. Дано объяснение тому, что именно может быть опасным и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации; раскрыта взаимосвязь и взаимозависимость всех проблемных объектов; много говорили о бережном отношении к живой природе, ядовитых растениях, контактах с животными.
Подробно остановились на пожароопасных, острых, тяжелых предметах и других бытовых опасностях, умении пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Закрепили навыки личной гигиены, подтвердили роль лекарств и витаминов, изучили детские страхи, конфликты между детьми. Еще раз «пробежались» по правилам дорожного движения, поведения в транспорте, ориентирования на местности. А завершили упражнением «Эмоциональное благополучие ребенка», где основная задача работы педагогов — научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.
Педагоги делились опытом, приводили примеры из личной жизни и профессиональной деятельности и пришли к выводу, что цель «безопасного» воспитания — внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход. Принято решение: каждый навык безопасного поведения должен отрабатываться постепенно и доведен до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка.
В заключительной части педагогам вручены методические буклеты «Используйте самые различные методические приемы».