В областном государственном бюджетном учреждении социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Заларинского района» успешно реализуется Программа модуля «Общеразвивающей деятельности» в рамках комплексной программы воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и детей из семей, находящихся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации».
Создать условия для проявления и развития личности своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций – основная цель Программы.
На базе отделения социальной диагностики и социальной реабилитации несовершеннолетних разработаны программы «Общеразвивающей деятельности» по разным направлениям. Утверждённые директором учреждения, программы прошли процедуру рецензирования учебно-методическим центром развития социального обслуживания и получили положительное заключение.
Для несовершеннолетних организуются занятия по программам, которые отличаются своей универсальностью и не требуют специальной базовой подготовки воспитанников: «Швейная мастерская», «Столярная мастерская», «Чудеса из бумаги», «Творческая палитра», «Физическое воспитание детей», «Свободное движение».
Важным аспектом общеразвивающих программ считается смена вида деятельности несовершеннолетних. В «Швейной мастерской» воспитанники овладевают первоначальными навыками ручного труда, умениями и знаниями ремонта своей одежды, учатся создавать собственные изделия с применением различных техник: вышивают, шьют мягкие игрушки, создают аппликации, мозаики, сувениры. В объединении «Чудеса из бумаги» – в приоритете работа с бумагой, создание с помощью разнообразия материалов аппликационных работ. Бумага – это первый материал, из которого дети начинают творить, мастерить. И как показала практика, занятия данной деятельности являются первым шагом для адаптации воспитанников к новым условиям. В «Столярной мастерской» воспитанники обучаются первоначальным и определенным навыкам работы с деревом, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Выпиливают игрушки из древесины, изготавливают сувениры, учатся производить ремонтные работы в быту. На занятиях декоративно-прикладного, творческого труда, педагоги подходят к оценке индивидуально, учитывают возрастные и физические особенности ребенка, качество выполненного изделия. Обучающие результаты данных программ демонстрируются на выставках, ярмарках, защите творческих работ, мастер-классов, демонстрации моделей.
На занятиях «Физическое воспитание детей» воспитанники занимаются физкультурой и спортом, играют в подвижные и спортивные игры. Крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, освоенные способы осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность – слагаемые физической культуры. Результат: индивидуальные и командные победы на соревнованиях разного уровня.
Программный материал «Свободного движения» и «Творческой палитры» основывается на принципе взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой и дает возможность создавать для детей несложные сюжетно-тематические номера и танцевальные этюды. Ребята изучают танцы и прилагают намного больше усилий, чем на занятиях физкультурой, так как при выполнении определенных упражнений нужно владеть и мимикой, и жестами, и акробатическими данными одновременно. Дети с раннего возраста любят двигаться под музыку, а значит положительная энергия растет. Важным фактом при приеме воспитанников на занятия является желание самих детей, независимо от наличия у них специальных физических данных или музыкального слуха.
Программы «Общеразвивающей деятельности» нужные, разнообразные и интересные. Они помогают упорядочить, структурировать и содержательно наполнить систему реабилитационной и воспитательной работы, актуализировать занятость воспитанников. Воспитанники с удовольствием воплощают свои творческие идеи, работают с различными инструментами, создают аппликационные композиции из разных материалов, сознательно стремятся вести здоровый образ жизни, участвуют в играх, танцуют… В общем, проводят свой досуг с пользой, формируя в себе трудолюбие, настойчивость, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело.