Современный мир сложен и многообразен. Мы ежедневно получаем множество вызовов и вынуждены быстро на них реагировать, принимать определенные решения, что часто взрослым дается непросто, подросткам приходится еще труднее. Этот период жизни очень важен с точки зрения формирования личности, подростки переживают кризис, у них повышена эмоциональная чувствительность и зависимость от многих факторов. Конфликтность подросткового возраста кроется не только в особом периоде становления личности, но и в особенностях взаимодействия с окружающим миром. Неудачно сказанное слово, неверно выбранная интонация, неловкая шутка, категоричность высказывания могут стать источником не только недопонимания, но и привести к конфликту, проявлению агрессии, жестокости. Учитывая все эти факты, необходимо поддержать подростков в это время, сформировать у них навыки общения и социального взаимодействия в результате показа возможных путей выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения.
Преследуя данные цели с выпускниками учреждения специалистами отделения постинтернатного сопровождения было проведено занятие «Конфликты и пути их решения». Началось занятие с приема «Ассоциативный ряд», где ребята назвали свои ассоциации со словом «конфликт», а затем рассмотрели понятия «конфликтная ситуация», «конфликт», причины возникновения и структуру конфликта. С интересом разобрали стратегии разрешения конфликта, ведь они легко запоминались благодаря условному сравнению, например «сотрудничество» – с поведением мудрой совы, «компромисс» — хитрой лисы», «подчинение» — жесткой акулы, «избегание» — предусмотрительной черепахи», ну а «приспособление» — мягкой игрушке. А понимание стратегий закрепили участием в упражнение-игре с обыгрыванием ситуаций «Как я разрешаю свои конфликты». Для определения своей, наиболее часто используемой, стратегии поведения в конфликтных ситуациях каждый из ребят выполнил тест «Мой стиль поведения в конфликте», результат которого многим стал неожиданным и заставил призадуматься.
В конце занятия ребята приняли активное участие в командном конкурсе на знание пословиц и поговорок, в которых есть упоминание о способах разрешения конфликтов. Подвели итог о позитивных и негативных последствиях конфликта и получили памятки «Как избежать конфликт».
В результате проведенного мероприятия можно сделать вывод, что профилактика конфликтов необходима и важна, так как способствует выработке таких качеств личности подростков как ответственность, стремление прийти на помощь в трудной ситуации, проявлять участие, уметь слушать других, уважительно относиться к чувствам, проблемам тех, кто рядом, не высмеивать недостатки, а помогать их преодолевать.