Детям, выросшим в условиях детского дома очень трудно адаптироваться, после того, как они покидают стены заведения. Чаще всего это проявляется в социальной неготовности взаимодействовать с окружающим миром во время развития личности и определения жизненных целей. Особенно остро эти проблемы стоят в юношеском возрасте, когда ребенок становится перед выбором профессии, входит в мир новых отношений в учебном заведении и первом трудовом коллективе.
Рынок труда сегодня предъявляет новые требования к системе воспитания и образования: необходимо не только дать знания, но и подготовить выпускников к жизни в новых экономических условиях, привить навыки социально — профессиональной адаптации на рынке труда, навыки самосовершенствования, то есть подготовить специалистов, способных выдержать конкуренцию.
Позади большая работа по подготовке наших выпускников к самостоятельной жизни и социальной адаптации в обществе, их профессиональному самоопределению, выбраны учебные заведения и будущие профессии. Но немало наших будущих студентов уже сегодня задумываются о своем первом трудоустройстве. Именно поэтому специалистами отделения постинтернатного сопровождения был проведен круглый стол «Мое первое трудоустройство».
В начале занятия ребятам было предложено определить основные, по их мнению, составляющие благополучной жизни, что необходимо предпринять человеку для достижения данной цели. Подростки довольно быстро справились с заданием и вписали в образную формулу такие жизненные этапы, как: получить образование, устроиться на работу, много трудиться, стремиться к карьерному росту, хорошо зарабатывать, ну и конечно, правильно распоряжаться деньгами. В ходе презентации были представлены этапы трудоустройства. Обсудили варианты поиска вакансий через СМИ, интернет, ярмарки профессий и вакансий, центр занятости населения. Попробовали использовать одно из средств поиска – составить объявление газету. Далее ребята узнали, что такое резюме и правилах его составления. А в целях формирования навыка успешной самопрезентации поучаствовали в упражнении «Как вести себя во время собеседования». Подростки ознакомились со списком документов, необходимых для устройства на работу, с заключением трудового договора, где также вспомнили об условиях и продолжительности рабочего времени несовершеннолетних. Поговорили о правилах успешной адаптации на рабочем месте.
Данное занятие показало, что наши ребята заинтересованы в получении образования и уже сейчас строят планы на свою дальнейшую трудовую деятельность. Мы искренне надеемся на то, что у них все получится, а наши советы, так же как и подготовленные печатные материалы в виде справочника, памяток, буклетов, в этом обязательно помогут.