Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопрос помощи в трудоустройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются Федеральный закон от 21.12.1996 № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Федеральный закон от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в РФ», в том числе, Трудовой кодекс Российской Федерации .
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы службы занятости при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывают содействие указанным лицам в подборе подходящей работы и трудоустройстве, организуют их профессиональную ориентацию в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Вышеперечисленные услуги органами службы занятости предоставляются на заявительной основе.
Статья 4 Федерального закона от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в РФ» (далее — Закон РФ «О занятости населения в РФ») дает определение подходящей работы, которой считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Таким образом, оказание органами службы занятости содействия детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа в подборе подходящей работы и трудоустройстве представляет собой предоставляемую им на безвозмездной основе помощь, направленную на получение работы, соответствующей профессиональной пригодности таких лиц, условиям их последнего места работы, состоянию их здоровья и транспортной доступности рабочего места, осуществляемую в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ».
Порядок предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы установлен Федеральным государственным стандартом государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утв. Приказом Минтруда РФ от 13 ноября 2012 г. №524н.
Государственная услуга предоставляется государственными учреждениями службы занятости населения. Для ее получения граждане должны быть зарегистрированы в целях поиска подходящей работы.
Основанием для начала предоставления государственной услуги является обращение заявителя с заявлением о предоставлении государственной услуги, которое может быть подано при личном обращении в государственное учреждение службы занятости населения или в МФЦ, почтовой связью, с использованием средств факсимильной связи или в электронной форме, в том числе с использованием Единого портала или регионального портала.
Помимо этого, Приказом Минтруда России от 12 февраля 2013 г. №58н утвержден Федеральный государственный стандарт государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
Государственная услуга предоставляется государственными учреждениями службы занятости населения на основании заявления.
Дети-сироты имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Органы службы занятости обеспечивают возможность получения гражданами указанных услуг в электронной форме в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
Правовые цели осуществления профессиональной ориентации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа – это выбор сферы деятельности (профессии), трудоустройство, а также прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования.
Результатом предоставления государственной услуги по профессиональной ориентации является выдача гражданину заключения о предоставлении государственной услуги, которое содержит:
- рекомендуемые виды профессиональной деятельности, занятости и компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессиям, специальностям;
- возможные направления прохождения профессионального обучения и (или) получения профессионального образования, дополнительного профессионального образования, при осуществлении которых возможно достижение гражданином успешности в профессиональной или предпринимательской деятельности.
В случае нарушения условий трудовых договоров с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа виновные лица несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
Статья 63 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) устанавливает возрастные ограничения по заключению трудовых договоров. По общему правилу заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет.
Лица, получившие общее образование и достигшие возраста 15 лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. Лица, достигшие возраста 15 лет и в соответствии с Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» оставившие общеобразовательную организацию до получения основного общего образования или отчисленные из указанной организации и продолжающие получать общее образование в иной форме обучения, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.
С учетом положений ч. 1 ст. 63 ТК РФ трудовой договор может быть заключен и с подростком, достигшим 14 лет. Однако при заключении трудового договора в этом случае должны быть соблюдены следующие условия:
- подросток, достигший 14 лет, является учащимся;
- предлагаемая подростку работа должна относиться к категории легкого труда, не причиняющего вреда здоровью.
Кроме того, выполнение обусловленной трудовым договором работы должно производиться лишь в свободное от учебы время и не нарушать процесс обучения. Для заключения трудового договора с подростком, достигшим 14 лет, должно быть получено согласие законного представителя и органа опеки и попечительства.
Привлечение к гражданско-правовой ответственности за нарушение условий трудовых договоров с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа возможно по основаниям, предусмотренным нормами гражданского законодательства. Статья 24 Гражданского кодекса РФ указывает на то, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Следовательно, индивидуальный работодатель, прекращающий свою деятельность, также связан требованиями ст. 140 ТК РФ, в соответствии с которыми он обязан завершить все расчеты с работниками, как правило, в день увольнения.
За задержку выплат при увольнении индивидуальный работодатель несет перед работником материальную ответственность по правилам ст. 236 ТК РФ.
Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа гарантируется выплата пособия по безработице и выплата стипендии в связи с прохождением ими профессионального образования и получением дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости в особом порядке (ст. 34.1 Закона РФ «О занятости населения в РФ»).
Для получения указанных гарантий в сфере занятости данные лица должны относиться к следующим категориям:
- лица, впервые ищущие работу (ранее не работавшие). Отнесение граждан к категории ищущих работу впервые имеет принципиальное значение, поскольку предопределяет определенные правовые последствия, связанные с вынесением органом службы занятости решения о признании гражданина зарегистрированным в целях поиска подходящей работы и признании его безработным;
- лица, впервые признанные безработными. Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ». Пункт 1 ст. 3 определяет, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Согласно п. 2 ст. 34.1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, пособие по безработице устанавливается и выплачивается в течение шести месяцев со дня регистрации в качестве безработных в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации на дату регистрации их в качестве безработных.
В случае прохождения профессионального обучения по направлению органов службы занятости и получения дополнительного профессионального образования в течение 6 месяцев со дня регистрации их в качестве безработных указанные лица получают стипендию в том же объеме, что и пособие по безработице.
При этом общий период выплаты пособия по безработице и стипендии не может превышать 6 месяцев.
По истечении шести месяцев со дня регистрации указанных лиц в качестве безработных, а также при достижении ими в указанный период 23 лет пособие по безработице и стипендия в связи с прохождением указанными лицами профессионального обучения и получения ими дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости выплачиваются в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
Прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признанными в установленном порядке безработными, осуществляются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с заключенными органами службы занятости договорами.
Предусмотрены гарантии детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, состоящим в трудовых отношениях, в случае их увольнения из ликвидируемых организаций либо при сокращении численности или штата работников.
В силу п. 6 ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» работникам – детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увольняемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата работников, работодатель (его правопреемник) обязан обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством у данного или другого работодателя. При этом, нарушение данного требования работодателем влечет ответственность по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Трудоустройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не достигших 18-летнего возраста, должно осуществляться с учетом положений ст. 265 ТК РФ, которые запрещают применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес; работа в ночных кабаре и клубах; производство, перевозка спиртных напитков, табачных изделий, наркотических и иных токсических препаратов, материалов эротического содержания и торговля ими).
Кроме того, указанная статья запрещает переноску и передвижение работниками в возрасте до 18 лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.