Практически каждый человек, в том числе и ребёнок стремится к человеческому теплу, хочет любить и быть любимым, хочет иметь близких людей и быть значимыми для них. Ведь только в семье ребёнок получает любовь, ласку, доброжелательность, которая ему необходима в дальнейшей жизни.
Семья – это самое дорогое, необходимое для всех детей на свете. Воспитание детей никогда не было лёгким, оно требует времени, терпения, понимания. Помещение ребенка в замещающую семью положительно влияет на его развитие, решающую роль играют отношения с его приемными родителями. Насколько удачно будут выстраиваться детско-родительские отношения в замещающей семье, настолько быстро ребенок сможет адаптироваться к новой обстановке, усвоить социально значимые знания, навыки и сможет успешно социализироваться.
В процессе воспитания в замещающих семьях, родители сталкиваются с проблемами. В основном это проблемы, связанные с учебной мотивацией и адаптацией несовершеннолетнего в школьном коллективе, а также и проблемы подросткового возраста. Это самый сложный период, который остро ощущается замещающими родителями не зависимо от того, какое количество времени ребенок проживает в семье. В связи с этим оказывается помощь семье, где учитываются индивидуальные особенности семьи (состав семьи, количество детей, возраст членов семьи, социальное окружение . Поэтому, в работе с семьями применяются разные методы. Традиционные методы — это диагностирование, индивидуальное и семейное консультирование, посещение семьи, наблюдение, анкетирование.
Современные родители – взрослые, образованные, имеющие жизненный опыт люди, умеющие анализировать ситуацию, поэтому в решении ряда проблем педагог обязан использовать нетрадиционные формы работы. Нетрадиционные формы работы — новые формы работы, которые помогают лучше оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка. Именно родителями закладываются основы характера ребёнка, формируются особенности его взаимоотношений с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания. Но для разрешения проблемных ситуаций в ходе практики, выделены наиболее эффективные нетрадиционные методы по работе с семьей:
Метод «Письмо друг другу. Самый эффективный и доступный метод коррекции взаимоотношений работает тогда, когда у родителя и ребенка имеются определенные претензии друг к другу, которые им сложно сказать. Это помогает ребёнку понять чего именно от него ожидают, как видят разрешение ситуации. В ходе выполнения данного упражнения родителю и ребенку дается задание написать письмо, в котором нужно указать, что огорчает во взаимоотношениях, что наоборот очень нравится и как бы мы могли изменить наши взаимоотношения к лучшему.
Метод зеркального отражения. Многие родители произошедшее воспринимают как не разрешимые сложности и единственным выходом из данной ситуации видят возврат несовершеннолетнего в государственное учреждение. В работе с такими семьями метод зеркального отражения является наиболее эффективным и заключается он в том, что с согласия членов семьи, к разрешению ситуации привлекаются члены другой семьи, в которой такая ситуация была и уже разрешена или ситуация на стадии благополучного завершения. В ходе обмена опытом с другим родителем, постепенно формируется решение о выходе из возникшей ситуации, и понимание у замещающих родителей того, что происходящее в их семье, точно так же происходит и у кого-то. В процессе общения выявляется масса схожих ситуаций в семье, что в дальнейшем способствует общению замещающих семей.
Метод совместные походы. Данный метод используется с целью формирования между родителем и ребенком или же между детьми положительных, доверительных взаимоотношений. Совместный поход с детьми – это очень весело! Поход с детьми с палатками – уникальная возможность маленьким путешественникам увидеть большой и многообразный мир. Общение и яркие впечатления в совместных походах эмоционально сближают родителей с детьми. Учитывается мнение и интересы друг друга. Повышается уровень доверия и сплоченность семьи. Данный метод работы оставляет положительные эмоции, в памяти надолго остаются приятные моменты о вместе проведенном отдыхе.
Анализ практики сопровождения замещающих семей показывает, что методы работы с семьей формируются в процессе взаимодействия с членами семьи и для каждой семьи являются индивидуальными. Социальный педагог отделения сопровождения замещающих семей является неким помощником в разрешении конфликтных или проблемных ситуаций, но в большинстве случаев результат зависит от основной цели родителей и детей. И если основной целью семьи является разрешение проблемной ситуации, то работа с семьей будет результативнее. Использование нетрадиционных методов работы с семьей является эффективным потому, что члены семьи непосредственно принимают участие в поиске способов разрешения проблемных ситуаций.