В соответствии с п.3 плана работы регионального ресурсного центра по обеспечению информационно-методической поддержки служб по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников учреждений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников членом ресурсного центра Областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Заларинского района» были запланированы и проведены следующие мероприятия:
— теоретический семинар «Подготовка детей к семейному жизнеустройству»;
— семинар-практикум «Из опыта работы ГКУ «Санаторный детский дом №12» специалистов служб постинтернатного сопровождения»;
— тренинг «Подготовка к самостоятельной жизни воспитанников учреждений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Цель данных мероприятий: распространение опыта, полученного в ходе обучения на стажировочной площадке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации для специалистов учреждения.
Задачи:
— обмен опытом, полученным на стажировочной площадке со специалистами учреждения;
— поиск и применение в работе новых, наиболее интересных практик.
В начале каждого проведенного мероприятия были представлены презентации «Детского дома №12» г. Ставрополь: «Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни», «Психолого-педагогическая и социально-педагогическая подготовка воспитанников к семейному жизнеустройству», «Семейные ценности», «Сопровождение ребенка».
В ходе обмена опытом вначале были охарактеризованы структурные подразделения Детского дома и их функции.
На теоретическом семинаре «Подготовка детей к семейному жизнеустройству» говорилось о том, что психолого-педагогическая подготовка детей к проживанию в замещающей семье реализуется посредством занятий-тренингов с воспитанниками Детского дома. Подобные занятия позволяют детям безболезненно адаптироваться в принимающей семье, легче идти на контакт, способствуют познанию и осознанию себя, как личности. Методическая работа специалистов Детского дома включает в себя разработку методических рекомендаций, подготовку и проведение занятий, разработку сценариев мероприятий, творческих мастерских и конкурсов. На примере были представлены такие технологии и приемы как:
— «Маскотерапия»;
— «Разговор в темной комнате»;
— «Проблемное моделирование»;
— «Фризлайтерапия».
В заключение семинара специалистам отделения сопровождения замещающих семей были переданы методические издания: «Когда внутри мир закрыт на реставрацию…» (создание и организация деятельности консультативно-методической службы по вопросам повышения психолого-педагогической грамотности замещающих родителей), «Разработка и организация системы контроля за адаптацией детей в замещающих семьях, а также за их содержанием, воспитанием, образованием и развитием», «Методическое пособие по повышению профессиональных компетенций специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Открывая сердца» (справочные, информационные и методические материалы для замещающих родителей), «Диагностические материалы».
В ходе проведения семинара-практикума «Из опыта работы ГКУ «Санаторный детский дом №12» специалистов служб постинтернатного сопровождения» участники отметили актуальность темы. Специалисты были ознакомлены с направлениями деятельности «Детского дома №12» г. Ставрополя. Узнали о том, как взаимодействуют все субъекты профилактики в направлении постинтернатного сопровождения. Для участников была представлена презентация, которая помогла полностью раскрыть представление о функционировании системы постинтернатного сопровождения в Ставрополе.
По итогам были выделены следующие основные направления развития системы постинтернатного сопровождения:
— развитие системы индивидуального постинтернатного сопровождения выпускников всех форм попечения;
— развитие системы межведомственного взаимодействия;
— развитие наставничества.
В ходе семинара специалисты получили раздаточный материал в виде брошюр, приобретенных на стажировочной площадке, который можно использовать как в собственной работе, так и для ознакомления специалистов.
В ходе проведения тренинга «Подготовка к самостоятельной жизни воспитанников учреждений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» был представлен ряд игр и занятий с выпускниками по различным направлениям: «Финансовая грамотность», «Ми документы», «Трудоустройство», «Культура общения» и т.д.