Распечатать Страница

Социальные проекты   

«Использование сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми»

В областном государственном бюджетном учреждении социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Заларинского района» систематически проводятся занятия с воспитанниками в сенсорной комнате.

Сенсорная комната — это организованная особым образом окружающая среда, которая с помощью различных элементов создает ощущение комфорта и безопасности, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с различными потребностями.

В нашем учреждении сенсорная комната используется в следующих направлениях:

  • Психопрофилактические занятия с детьми от 3-х лет и старше.
  • Психолого-педагогические подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми.
  • Индивидуальные занятия по стабилизации эмоционального благополучия ребенка.
  • Профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Перед посещением Сенсорной комнаты проводится установочная беседа, которая должна соответствовать возрасту детей, быть легко доступной для понимания. Занятия проводятся подгруппами 2-4 человека или индивидуально. Детям рассказывается о том, что они пойдут в «волшебную комнату», где есть много сюрпризов, но волшебник откроет их нам только после того, как мы выполним его задания.

Хозяином волшебной комнаты, т.е. сказочным героем каждого занятия является, волшебный котик «Добряк», и на протяжении всего занятия сидит у педагога-психолога, и наблюдает за детьми, что способствует самоконтролю в правильности выполнения упражнений и регуляции поведения на занятиях детьми.

В начале каждого занятия дети будят Добряка. Включатся «Мелодичный звон». Приятные и нежные звуки, сразу создают ощущение волшебного мира. При этом развивается кинетические и аудиовизуальные ощущения, слуховое внимание, познавательный интерес, действует успокаивающе. Мы часто играем в различные игры «Что звенит?», на что похож этот звук?» С этого звона и завязывается сказочный сюжет.

Затем психолог предлагает детям пройти по «волшебной дорожке». С предлагаемой текстурой дети знакомятся дважды: сначала проходя по панно босиком, затем ощупывая его руками. Для занятий с перевозбужденными и агрессивными детьми, в первую очередь мы кладем мешочки с более мягким наполнителем, только потом все остальное чтобы успокоить, и снять напряжение, а для застенчивых и тихих, наоборот, для стимуляции их эмоционального состояния кладем колючие и бугристые, а в конце – более мягкие.

Затем дети проходят через Сухой душ. Шелковые ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира.

В зависимости от задач и возраста детей мы используем разные приемы и методы работы с оборудованием в интерактивной среде сенсорной комнаты.

Цветовой шар, который создает «Сказочный» эффект, стимулирует зрительное восприятие, развивает воображение, концентрирует внимание на движущихся бликах, которых бесконечное множество. В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущение сказки, героями которой становятся дети, которые сидя на мягком пуфике представляют «Полет на небо», а блики это падающий снег или мелькание «солнечных зайчиков», которые ловят дети.

Потолочное панно «Звездное небо» концентрирует внимание детей, дети любят придумывать космические истории и играть в космонавтов. Так же мы играем в космонавтов лежа в «Сухом бассейне», который меняет цвет, дети считают мерцающие звезды, будто бы дотрагиваются руками до звезд, выбирают любимую звезду, загадывают желания. Это помогает детям раскрыться и на вербальном уровне поделиться своими переживаниями.

Для релаксации мы применяем кресло с гранулами — это удобное сидение, которые служат идеальной опорой для сидящего ребенка. Сидя на пуфике можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Лёгкие полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счёт лёгкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, ласково окутывающее тело. Этюды и упражнения на релаксацию проводятся по методикам Чистяковой и Джекобсону.

Для развития мелкой моторики используется куб Бозиборд,, на котором прикреплены различные предметы, взаимодействуя с которыми дети дошкольного возраста изучают мир безопасным способом, двигает предметы, завязывает узелки, улучшает способности управлять пальчиками.

Все составляющие сенсорной комнаты, к ним относится световое и звуковое оборудование, мягкие покрытия и массажные материалы, световые приборы, многофункциональные развивающие панели и дидактические игры, обеспечивают эффективное влияние на развитие и коррекцию психологического состояния детей.

Сенсорная комната ускоряет процесс выздоровления, обучения и развития на основе активного сенсорного воздействия и повышения уровня информированности об окружающем мире.

Подобные занятия стали системой в коррекционных занятиях для детей с особыми возможностями развития. Дети по-другому раскрываются, охотнее общаются друг с другом, учатся правильному поведению, снижается эмоциональное напряжение, заряжаются позитивными эмоциями.

Социальный проект «Счастье быть семьей!»

С сентября 2020 года в учреждении успешно реализуется проект «Счастье быть семьей!» при финансовой поддержке Благотворительного Фонда  помощи детям и  социально незащищенным слоям населения  «Ключ» и Благотворительного Фонда  Елены и  Геннадия Тимченко.

В рамках реализации проекта в учреждении открыла гостиная  для организации встреч детей с кровными родителями с целью улучшения детско-родительских отношений, сохранения кровной семьи для ребенка, а главное – с целью возврата детей, оставшихся без попечения родителей, в кровные семьи.

С целью реинтеграции ребенка в кровную семью, восстановления или формирование привязанностей, социальных связей и отношений были организованы:

  1. Психолого-педагогическая диагностика воспитанников.
  2. Психолого-медико-социально-педагогические консилиумы.

Координация деятельности специалистов учреждения. Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций по оптимизации реабилитационно-воспитательной работы. Определение реабилитационного маршрута ребенка.

  1. Психолого-педагогическая реабилитация воспитанников.
  2. Реабилитация детско-родительских отношений.
  3. Восстановление взаимоотношений с кровными родителями.
  4. Сопровождение после возврата ребенка в семью.

К работе в данном направлении были привлечены социальные педагоги, специалисты по социальной работе, педагоги-психологи.

С семьями и детьми проведены занятия: Тренинг эффективного взаимодействия родителя с детьми, «Взаимодействие с ребенком», практическое занятие «Как услышать ребенка».

За период реализации проекта с сентября 2020 по июль 2021 года, после успешно организованной профилактической работы команды специалистов с воспитанниками учреждения и их кровными родителями, в 11 семей возвращены 24 ребенка, в том числе 1 родитель в отношении 2 детей восстановлен в родительских правах.

Социальный контракт в глубинку

В рамках реализации Комплекса мер Иркутской области по развитию эффективных социальных практик, направленных на сокращение бедности семей с детьми и улучшение условий жизнедеятельности детей в таких семьях, «Семейное будущее» в учреждении создана межведомственная выездная мобильная бригада. В работе межведомственной выездной мобильной бригады принимают участие сотрудники учреждений социальной защиты, центра занятости населения, ОДН МО МВД и др.

Целью создания межведомственных выездных мобильных бригад является повышение доступности предоставляемых социальных услуг семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и проживающим на отдаленных территориях Заларинского района, что способствует повышению уровня материальной обеспеченности таких семей, преодолению трудной жизненной ситуации.

За 5 выездов в 2021 году мобильная бригада посетила семь отдаленных населенных пунктов на территории Заларинского района. Гражданам было подробно разъяснено о правилах заключения социального контракта, необходимом для этого пакете документов, как его правильно собрать. Специалисты  по социальной работе помогут это сделать и при необходимости представят документы на заседание межведомственной комиссии для принятия решения.  Основным направлением при заключении социального контракта, в котором изъявили желание участвовать граждане, проживающие на отдаленных территориях, стала организация и развитие личного подсобного хозяйства.

«Счастье быть семьей!»

Социальный проект «Счастье быть семьей!» получил финансовую, экспертную и организационную поддержку в рамках II Всероссийского конкурса «Семейная гавань».

Учреждению на реализацию поставленных в рамках Проекта задач  Благотворительным фондом помощи детям и социально незащищенным слоям населения «Ключ», при поддержке Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко передано благотворительное пожертвование.

В рамках реализации Проекта запланировано открытие гостиной для организации встреч детей с кровными родителями с целью сохранения кровной семьи для ребенка (при помещении в учреждение по заявлению родителей), возврат детей, оставшихся без попечения родителей, в кровные семьи.

Основными направлениями работы и результатом станут:

— Психолого-педагогическая реабилитация детей и родителей;

— Устранение негативных факторов, послуживших причиной помещения ребенка в учреждение;

— Гармонизация отношений и профилактика семейного неблагополучия;

— Повышение родительских компетенций, ответственности родителей за воспитание детей;

— Восстановление взаимоотношений с детьми.

В рамках проекта за счет благотворителей учреждением приобретено и установлено оборудование, мебель, техника: мягкий уголок, стенка в гостиную, телевизор, кухонный гарнитур, плита, шкаф плательный, холодильник, кухонная группа, прихожая и микроволновая печь.

Социальный проект «Скажем «Нет» правонарушениям»

С целью снизить  правонарушения и самовольные уходы несовершеннолетних с 1 апреля 2016 года в учреждении реализуется проект «Скажем «Нет» правонарушениям».

Цель Проекта — Снизить  правонарушения и самовольные уходы несовершенных  путем заинтересованности их в обувной  мастерской  учреждения.

Задачи Проекта:

— Организация взаимодействия с различными ведомствами и структурами с целью профилактики безнадзорности и правонарушений и формирования  законопослушного поведения несовершеннолетнего;

— Обеспечение возможности в получении несовершеннолетними трудовых и профессиональных  навыков работы в обувной мастерской;

— Обеспечение занятости воспитанников и привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности;

— Создание клубного сообщества «Родительско-детский  университет», в том числе с целью осуществления мониторинга, позволяющего проанализировать эффективность работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних воспитанников.

Направление проектной деятельности, выбранное Грантополучателем в рамках приоритетного направления деятельности Фонда:

— Профилактика правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, профилактика  и преодоление напряженности в подростковой среде, приводящей к конфликтам и асоциальному поведению несовершеннолетних, мотивирование их к отказу от противоправного образа жизни.

Целевая группа проекта:

— несовершеннолетние, находящиеся в конфликте с законом, –  22  человека;

— семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации, вызванной конфликтом несовершеннолетних с законом –  22 человека;

— дети из ближайшего окружения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом и участвующих в мероприятиях Проекта –  20 человек;

— добровольцы –  5 человек;

— специалисты –  10  человек.

Для участников целевой группы  обеспечена площадка для проведения занятий. Для организации и проведения занятий получено оборудование, приобретенное за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Разработаны программа прохождения обучения и учебный план,  предусматривающий занятия по теории и практике.

приобретенеие оборудования 3
приобретение оборудования

Инновационные программы, технологии:

  • Технология профилактики повторных возвратов детей в государственные учреждения «Семейная гостиная». Предполагает организацию детско-родительских клубов для замещающих семей с целью раннего выявления неблагополучия в семье, раннего разрешения конфликтных ситуаций между членами семьи и приемным ребенком, решение вопросов воспитания. Оказание срочной психолого-педагогической помощи замещающей семье при намерении семьи вернуть ребенка в учреждение. Участники — приемные родители и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты, воспитывающиеся в приемных семьях4
  • Программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни «Ориентир», «Подготовка к самостоятельной жизни»;
  • Программа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Шаг навстречу»;
  • Программа подготовки выпускников к самостоятельной жизни и постинтернатное сопровождение «Поможем каждому!»;
  • Программы «Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Профилактика социально-негативных явлений», «Мой путь к закону».

Постоянная ссылка на это сообщение: https://src-zalarinskoe.ru/%d1%81%d0%be%d1%86%d0%b8%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b5-%d0%bc%d0%b5%d1%80%d1%8b/

Создание сайтов — www.msonline.ru